Как представить электронные документы по требованию ФНС

Согласно 93 статье Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право представить документы по требованию налогового органа в электронном виде. Порядок представления электронных документов в утвержденных ФНС форматах регламентируется Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (в ред. "Приказа" ФНС РФ от 07.11.2011 N ММВ-7-6/733@).

Также согласно Приказу ФНС России от 31.08.2012 № ММВ-7-6/587@, утвердившему xml-формат электронной описи, по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган появилась возможность направить следующие документы:

Документы, представленные в виде xml-файла:

Документы, представленные в виде скан-образа:

Важное замечание: Если требование о представлении документов изначально было направлено на бумаге, то представить документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не получится из-за невозможности сформировать опись документов. Это связано с тем, что xml-формат описи предполагает наличие идентификатора файла документа, к которому формируется опись. Данный идентификатор отсутствует на бумажном требовании, а без него опись не выгрузится в систему инспекции.
  1. Представление документов в электронном виде по требованию ФНС переданному по телекоммуникационным каналам связи.

    Для представления запрашиваемых документов в ФНС после получения электронного требования (которое было направлено через Оператора налогоплательщика) необходимо:

    1. Сформировать и отправить через Оператора (н-р используя программу "Такснет-Референт") в ФНС квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о доставке требования.
    2. В xml-формате составить электронную опись, к которой прикрепить документы.
      • Если затребованный документ находится у Вас в электронном виде с расширением *.xml и входит в перечень документов, представляемых в виде xml-файла согласно Приказа ФНС России от 31.08.2012 № ММВ-7-6/587@ (см. выше), скачайте подписанный файл из Системы.
        Для выгрузки подписанного файла, проделайте следующие действия:
        • Авторизуйтесь на сайте https://tcrypt.ru и найдите нужный документ.
        • Выберите документ нажав на соответствующий чекбокс. Далее нажмите кнопку Скачать.

        • В открывшемся меню выберите значение «Документ».
        Документ будет сохранен на Вашем компьютере в виде архива, который содержит файл с документом и файл подписи.
      • Если затребованный документ находится у Вас в электронном виде в формате отличном от *.xml , либо не входит в перечень документов, представляемых в виде xml-файла согласно Приказа ФНС России от 31.08.2012 № ММВ-7-6/587@ , но входит в перечень документов, представляемых в виде скан-образа необходимо его перевести в форматы.tif или.jpg имеющимися программными средствами или же распечатать и снова отсканировать.

        Для выгрузки на локальный компьютер и распечатки документа, проделайте следующие действия:

        • Авторизуйтесь на сайте https://tcrypt.ru и найдите нужный документ.
        • Выберите документ нажав на соответствующий чекбокс. Далее нажмите кнопку Скачать.

        • В открывшемся меню выберите значение «Документ».

        Документ будет сохранен на Вашем компьютере в виде архива, который содержит файл с документом. Откройте его в стороннем приложении для просмотра и печати.
      • Если затребованный документ у Вас находится в бумажном виде, но по Приказу ФНС России от 31.08.2012 № ММВ-7-6/587@ входит в перечень документов предоставляемых в электронном виде. Необходимо его отсканировать, перевести в формат .jpg или .tif, дополнительно указав: тип, номер, дату его составления, суммы, реквизиты участников сделки и т.д.
    3. После формирования пакет документов подписать сертификатом электронной подписи и направить в инспекцию через Оператора по телекоммуникационным каналам связи (н-р при помощи программы «Такснет-Референт»).
  2. Представление документов в электронном виде по требованию ФНС переданному заказным письмом.
    1. Налогоплательщику необходимо собрать затребованные документы, сделать их копии и заверить их печатью организации и подписью руководителя.
    2. Если у организации затребованные документы в хранятся в электронном виде, чтобы представить их на бумаге согласно разъяснениям Минфина (Письмо МФ от 7 июля 2011 г. № 03-03-06/1/409, Письмо МФ от 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/521), документы нужно распечатать и заверить печатью организации и подписью руководителя.

      Для распечатки документа проделайте следующие действия:

      • Авторизуйтесь на сайте https://tcrypt.ru и найдите нужный документ.
      • Выберите документ нажав на соответствующий чекбокс. Далее нажмите кнопку Скачать.

      • В открывшемся меню выберите значение «Документ».

      Документ будет сохранен на Вашем компьютере в виде архива, который содержит файл с документом. Откройте его в стороннем приложении для просмотра и печати. Для формализованных документов формата xml необходимо распечатать печатную форму со штампом подписи.
    3. Далее необходимо составить сопроводительное письмо и вместе со всеми копиями направить его в ФНС — лично или по почте.
  3. Представление документов в случае выездной проверки ФНС.

    Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения организации налогоплательщика и происходят на основании решения руководителя налоговой инспекции.

    По договоренности налогоплательщика с инспектором ФНС возможно предоставление печатной формы электронных документов (без распечатывания) на мониторе ПК. Также возможно предоставить бумажные копии электронных документов распечатав их из Системы и заверив подписью и печатью организации.